Логотип в интранете

02.03.2007

RU

EN

По вековой традиции веб-дизайна логотип сайта располагается в левом верхнем углу экрана и является ссылкой на его главную страницу. Этот стандарт хорош хотя бы тем, что используется всеми и всюду.
В корпоративных интранетах (закрытых сайтах для сотрудников) кажется неплохой идеей дополнить логотип вот таким переключателем между внутренним и внешним сайтами компании:
В интранете
В интернете
Переключатель виден только сотрудникам из внутренней сети

Проблема в том, что человеку все-таки нужно некоторое усилие, чтобы понять, где он находится. Кроме того, ссылка на одном и том же логотипе компании работает по-разному: она ведет на главную страницу либо внешнего сайта, либо интранета. Элемент интерфейса, который требует анализа текущей ситуации и рефлексии («Где я? Кто здесь?»), не способствует вырабатыванию автоматических привычек.

Первую проблему можно решить, превратив переключатель в положении «интранет» в яркую полоску вверху экрана:

О вырабатывании привычек в интерфейсах:
Jef Raskin. The Humane Interface: New Directions for Designing Interactive Systems. Addison-Wesley Professional, 2000
Есть полоска — интранет, нет полоски — интернет
Чтобы решить вторую проблему, нужно повнимательнее посмотреть, почему прижилась традиция располагать логотип в углу страницы.

Угол экрана — крайне удачное место для важного информационного элемента. Угол воспринимается как самостоятельное «место». У горизонтального прямоугольника, каким является экран, углы определяются подсознательно. Ведь их положение основано на базовых пространственных понятиях человека прямоходящего — верха, низа и сторон. Направления вверх и вниз являются для нас основополагающими из-за гравитации. Движение вправо или влево для нас — единственный способ выбрать траекторию перемещения по земной поверхности. Трудности с вербальным определением «правого» и «левого» связаны, скорее, с абстрактным мышлением, чем с пространственной ориентацией. Поэтому «левый верхний угол» для нас вполне конкретное, быстро идентифицируемое место.

Но вверху страницы есть два угла, которые человек без труда отличит друг от друга. Это приводит нас к идее нового стандарта:

логотип интранета должен располагаться в правом верхнем углу.

Тогда совершенно оправдано, что ссылки на логотипах ведут в разные места: слева дом сайта, справа — интранета.

О влиянии первичных пространственных направлений на эмоции:
А. Лебедев. Матрица эмоций



Сайт — это взгляд на компанию снаружи, интранет — изнутри

Конечно, нужно понимать, что перемещение логотипа слева направо — это очень сильный прием, который тоже нарушает привычки пользователя. Но он позволяет разнести две навигационные функции одного элемента. Чтобы понять, что это оправдано, представьте себе на месте логотипа Копейки логотип Яндекса.


Поделиться
Отправить