|
|
Заголовок — базовый элемент вёрстки.
Мы неслучайно рассматриваем заголовки сразу в трёх дисциплинах Школы стажёров: в «Типографике и вёрстке», «Интерфейсе и информации» и, конечно, «Тексте и редактуре». Заголовок задаёт конструкцию страницы, помогает воспринять смысл и решает информационные задачи автора.
Заголовок — не просто формальное резюме текста, иначе от него стоило бы избавиться как от лишнего повтора.
Заголовок привлекает внимание и возбуждает интерес читателя. Если на странице нет иллюстраций, читатель первым делом заметит крупные надписи. По заголовкам он примет решение о дальнейшем чтении или даже выберет между несколькими текстами.
Заголовок мгновенно ориентирует в смысле — как навигационная табличка на двери. Это первый ключ к пониманию: «где я, куда я попал?». Эффективность инструкции, сложной схемы или интерфейсного экрана может зависеть от ясности и информативности заголовка.
Заголовок служит якорным объектом, организует страницу и её отдельные части. Он обозначает и даёт форму блокам текста, направляет чтение. Размеры заголовков показывают сравнительную важность или логическую вложенность текстов.
Простейший заголовок — это крупная однородная надпись строчными буквами с прописной в начале и без точки в конце:
Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо
Нет необходимости делать заголовок жирным, если он достаточно крупный и хорошо заметен в простом начертании. Однако для контраста с текстом в мелких кеглях без полужирного не обойтись:
Если заголовок занимает несколько строк, необходимо избегать висячих союзов и предлогов и нелогичных переносов. Плохо:
Жизнь и удивительные
приключения Робинзона
Крузо
Хорошо:
Жизнь и удивительные приключения
Робинзона Крузо
Заголовок — синтаксически самостоятельный цельный элемент. Сегодня плохой тон визуально дробить его на части стилями:
Жизнь и удивительные приключения
Робинзона Крузо
Этот приём подходит в редких случаях вроде книжного титула или плаката. Даже «безобидное» выделение жирным части заголовка в декоративных целях часто выдаёт любительскую вёрстку:
Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо
Это не значит, что заголовок не может быть составным. Дополнительные элементы заголовка помогают сделать его основное тело короче и заметнее, сориентировать и заинтересовать читателя:
Путешествия
Жизнь и приключения Робинзона Крузо
Графомания, на первый взгляд, отражает мелодический полифонический роман, но не рифмами. Нарративная семиотика откровенна. Стилистическая игра отражает холодный цинизм, именно поэтому голос автора романа не имеет никаких преимуществ перед голосами персонажей.
Бирка
|
Робинзон Крузо
История моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки
Структура просветляет диалогический контекст, и это придает ему свое звучание, свой характер. Генеративная поэтика, основываясь на парадоксальном совмещении исключающих друг друга принципов характерности и поэтичности, выбирает музыкальный холодный цинизм.
Подзаголовок
|
Путешествия: жизнь и приключения Робинзона Крузо
Графомания, на первый взгляд, отражает мелодический полифонический роман, но не рифмами. Нарративная семиотика откровенна. Стилистическая игра отражает холодный цинизм, именно поэтому голос автора романа не имеет никаких преимуществ перед голосами персонажей.
Двойной заголовок
|
Робинзон Крузо
Структура просветляет диалогический контекст, и это придает ему свое звучание, свой характер. Генеративная поэтика, основываясь на парадоксальном совмещении взаимоисключающих принципов характерности и поэтичности, выбирает музыкальный холодный цинизм. Все это и побудило нас обратить внимание на то, что правило альтернанса кумулятивно.
Графика, маркер или знак
|
Заголовок обычно «накрывает» текстовый модуль, к которому относится, и принимает его форму. Это помогает отделить соседние модули и подсказать направление чтения. Горизонтальный блок с широким заголовком:
Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо
|
Первая глава
Структура просветляет диалогический контекст, и это придает ему свое звучание, свой характер. |
Вторая глава
Генеративная поэтика основывается на совмещении взаимоисключающих принципов характерности и поэтичности.
|
Третья глава
Все это и побудило нас обратить внимание на то, что правило альтернанса кумулятивно.
|
Если длины заголовка не хватает, чтобы накрыть модуль, соседние модули по вертикали могут вступить в незапланированные связи и нарушить порядок чтения:
Первая глава
Структура просветляет диалогический контекст, и это придает ему свое звучание, свой характер. Генеративная поэтика основывается на совмещении взаимоисключающих принципов характерности и поэтичности. |
Третья глава
Все это и побудило нас обратить внимание на то, что правило альтернанса кумулятивно.
|
Робинзон Крузо
|
↕︎ |
Первая глава
Структура просветляет диалогический контекст, и это придает ему свое звучание, свой характер. |
Вторая глава
Генеративная поэтика основывается на совмещении взаимоисключающих принципов характерности и поэтичности.
|
Третья глава
Все это и побудило нас обратить внимание на то, что правило альтернанса кумулятивно.
|
В таких случаях приходится дополнительно отделять модули, например линейками:
Первая глава
Структура просветляет диалогический контекст, и это придает ему свое звучание, свой характер. Генеративная поэтика основывается на совмещении взаимоисключающих принципов характерности и поэтичности. |
Третья глава
Все это и побудило нас обратить внимание на то, что правило альтернанса кумулятивно.
|
|
Робинзон Крузо
|
Первая глава
Структура просветляет диалогический контекст, и это придает ему свое звучание, свой характер. |
Вторая глава
Генеративная поэтика основывается на совмещении взаимоисключающих принципов характерности и поэтичности.
|
Третья глава
Все это и побудило нас обратить внимание на то, что правило альтернанса кумулятивно.
|
Заголовок узкого вертикального модуля обычно переносится на несколько строк:
Жизнь и приключения
Робинзона Крузо
Структура просветляет диалогический контекст, и это придает ему свое звучание, свой характер. Генеративная поэтика, основываясь на парадоксальном совмещении взаимоисключающих принципов характерности и поэтичности, выбирает музыкальный холодный цинизм. Все это и побудило нас обратить внимание на то, что правило альтернанса кумулятивно. |
При этом важно соблюдать правила переносов и не допускать чрезмерного количества строк в заголовке — это выглядит уродливо и ломает сетку любого сайта или издания:
Путешествия: жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове
Структура просветляет диалогический контекст, и это придает ему свое звучание, свой характер. Генеративная поэтика, основываясь на парадоксальном совмещении взаимоисключающих принципов характерности и поэтичности, выбирает музыкальный холодный цинизм. Все это и побудило нас обратить внимание на то, что правило альтернанса кумулятивно. |
|
|
|
|